Дефицит бюджета

Доходы и расходы бюджета не всегда совпадают.

Если доходы превышают расходы, образуется профицит бюджета, который становится финансовым резервом для будущих периодов.

Если расходы превышают доходы, образуется дефицит бюджета. Для того, чтобы профинансировать расходы, превышающие доходы, органам государственной власти субъекта РФ можно использовать остатки неиспользованных за предыдущий год доходов бюджета, а также привлечь заемные средства, т.е. взять в долг деньги из коммерческих банков (коммерческие кредиты), или у вышестоящего бюджета (бюджетные кредиты). Срок погашения каждого из долговых обязательств в соответствии с Бюджетным кодексом РФ не должен превышать 30 лет.

Бюджетный кодекс устанавливает предел для объема дефицита областного бюджета. Дефицит областного бюджета не может превышать 15% от годового объема собственных налоговых и неналоговых доходов бюджета, установленных Бюджетным кодексом РФ. На бюджетные кредиты это ограничение не распространяется (подробнее см. статью 92.1 Бюджетного кодекса РФ).

Законом Нижегородской области «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов»  утвержден дефицит областного бюджета в размере 14 744 млн. руб., что составляет 15,1% от утвержденного объема собственных налоговых и неналоговых доходов бюджета. Учитывая, что для финансирования дефицита привлекались бюджетные кредиты из федерального бюджета, такой размер дефицита не нарушает ограничений, установленных Бюджетным кодексом.

Однако привлеченные в долг денежные средства нужно не просто вернуть в установленные сроки, но и заплатить процент за пользование ими. Расходы по уплате процентов называются «обслуживанием долга». Таким образом, утверждение бюджета с дефицитом, хоть и дает возможность профинансировать дополнительные расходы, но вместе с тем увеличивают сами расходы в части обслуживания государственного долга субъекта РФ. 

Государственный долг – это накопленный объем обязательств органов государственноей власти по привлеченным заемным средствам, а также выданным государственным гарантиям третьим лицам по их заимствованиям (подробнее см. главу 14 Бюджетного кодекса РФ ). Объем государственного долга изменяется каждый раз как при выплате кредиторам части основной суммы долга, так и при привлечении новых заемных средств. Таким образом, размер государственного долга может быть оценен по состоянию на ту или иную дату. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, объем государственного долга не должен превышать утвержденный годовой объем собственных доходов областного бюджета (без учета финансовой помощи из вышестоящего бюджета).

По состоянию на 1.01.2015 государственный долг области составляет 66 153,5 млн. руб., или 71% от собственных доходов области (без учета финансовой помощи из вышестоящего бюджета). 

Принятие бюджета с дефицитом оправдано, если превышение расходов над доходами обусловлено необходимостью финансирования мероприятий капитального характера, не повторяющимися из года в год, например строительством дорог или другой областной инфраструктуры. В этом случае после возврата основной суммы заемных средств и процентов по ним у органов государственной власти не остается связанных с этими вопросами дальнейших расходных обязательств. 

В то же время, если дефицит вызван необходимостью профинансировать повторяющиеся из года в год, или так называемые текущие расходы (например, содержание областных учреждений, органов местного самоуправления, включая заработную плату и коммунальные платежи), то такие расходные обязательства будут возникать ежегодно. При отсутствии собственных средств бюджета на их финансирование, придется из года в год привлекать заемные средства, а обязательства по выплате процентов по ним будут расти, как снежный ком.