Безопасность
2 854,07 млн. руб.

Образование
26.8%
32 009,94 млн. руб.
Здравоохранение
18.7%
22 324,81 млн. руб.
Дорожное хозяйство
7.9%
9 463,86 млн. руб.
Государственное управление
7.4%
8 819,97 млн. руб.
Финансовая помощь муниципалитетам
5.9%
7 104,83 млн. руб.
Жилищная политика и коммунальное хозяйство
3.3%
3 992,99 млн. руб.
Безопасность
2.4%
2 854,07 млн. руб.
Поддержка региональных предприятий
2.3%
2 744,66 млн. руб.
Культура, физическая культура и спорт
1.6%
1 911,86 млн. руб.
22.9%
Общественная безопасность
22.9%
654,69 млн. руб.
38.8%
Безопасность жизнедеятельности
38.8%
1 107,41 млн. руб.
37.2%
Экологическая безопасность
37.2%
1 062,96 млн. руб.
Эпидемиологическая безопасность
1%
29,01 млн. руб.

Общественная безопасность

  • Увеличение объема производства социальной рекламы и социологических исследований
  • Расширение объемов строительства и перевооружения объектов системы автоматического контроля нарушений ПДД
  • Рост объема субсидий муниципальным образованиям и ускорение введения в эксплуатацию аппаратно-программного комплекса "Безопасный город"
  • Сокращение объема производства социальной рекламы и социологических исследований
  • Сокращение объемов строительства и перевооружения объектов системы автоматического контроля нарушений ПДД
  • Сокращение объема субсидий муниципальным образованиям и перенос на более поздний срок внедрение аппаратно-программного комплекса "Безопасный город"

 В течение последних лет в Нижегородской области были достигнуты положительные результаты в сфере профилактики и предупреждения преступности: снизился уровень преступности, повысился уровень безопасности граждан на территории области.

Однако на фоне снижения количества зарегистрированных преступлений увеличилось количество правонарушений и преступлений, связанных с дорожно-транспортными происшествиями. За последние годы более чем в два раза возросло количество ДТП, совершенных водителями в нетрезвом состоянии. Рост аварийности наблюдается на территориях 29 муниципальных образований области.

Расходы областного бюджета на общественную безопасность осуществляются в соответствии с федеральным и региональным законодательством, а также с государственными программами Нижегородской области "Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности в Нижегородской области" и "Повышение безопасности дорожного движения Нижегородской области".

В 2015 г. средства областного бюджета направляются на финансирование следующих вопросов в сфере общественной безопасности:

  • Устранение очагов аварийности на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения за счет установки, модернизации и ремонта действующих технических средств обеспечения безопасности дорожного движения (металлические барьерные ограждения, светофоры, линии электроосвещения, павильонные остановки общественного транспорта и т.п.);
  • Повышение уровня технического обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения, включая:

- проведение работ по содержанию и эксплуатации объектов автоматического контроля и выявления нарушений ПДД, входящих в состав аппаратно-программного комплекса "Безопасный город";

- установку объектов автоматического контроля и выявления нарушений ПДД, входящих в состав аппаратно-программного комплекса "Безопасный город".

  • Повышение уровня технического обеспечения безопасности граждан в местах массового пребывания и безопасности дорожного движения в рамках АПК "Безопасный город", в том числе:

- обеспечение поставки оборудования, организации каналов связи, монтаж оборудования и пусконаладочные работы по введению в строй систем видеонаблюдения, экстренной связи "гражданин - полиция" и диспетчерских центров;

- поддержание и обслуживание инфраструктуры (каналы связи, видеокамеры и сопутствующее оборудование) систем видеонаблюдения, экстренной связи "гражданин - полиция" и диспетчерских центров.

Для увеличения финансирования расходов на обеспечение общественной безопасности никаких ограничений со стороны федерального законодательства нет. Сокращение расходов не должно приводить к нарушению конституционного принципа, не позволяющего отменять или умалять права и свободы граждан на безопасность.

Безопасность жизнедеятельности

  • Рост объемов ремонтных работ и работ по предотвращению паводков
  • Увеличение номенклатуры приобретаемой техники, оборудования и имущества для нужд противопожарной службы
  • Увеличение объема финансовой помощи муниципалитетам на приобретение и оборудование средств пожаротушения
  • Сокращение объема финансовой помощи муниципалитетам на приобретение и оборудование средств пожаротушения
  • Сокращение номенклатуры приобретаемой техники, оборудования и имущества для нужд противопожарной службы
  • Сокращение ремонтных работ и работ по предотвращению паводков

 В соответствии с федеральным и региональным законодательством, а также с государственными программами Нижегородской области «Развитие лесного хозяйства Нижегородской области»,  «Охрана окружающей среды Нижегородской области»  в областном бюджете на 2015 год предусмотрены средства на реализацию мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения по следующим направлениям:

  • обеспечение пожарной безопасности, в том числе пожарной безопасности лесов;
  • обеспечение защищенности населения и объектов экономики от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.

Отдельные виды расходов на безопасность жизнедеятельности населения софинансируются из федерального бюджета.

На территории Нижегородской области существуют угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Наибольшую угрозу для населения Нижегородской области представляют природные чрезвычайные ситуации обусловленные прохождением весеннего половодья, паводком, лесными пожарами, сильными шквалистыми ветрами. Нижегородская область является территорией с большим количеством торфяных болот, со сложной карстологической обстановкой, что также представляет опасность для жизни и деятельности человека. Техногенную угрозу представляют потенциально опасные объекты. На территории Нижегородской области расположено 162 потенциально опасных объекта, в том числе 80 химически опасных, 77 взрывопожароопасных и 5 радиационно опасных объектов. Большая часть этих объектов сосредоточена в городах: Нижнем Новгороде, Дзержинске, Арзамасе, Сарове.

Ежегодно в Нижегородской области происходят пожары, происшествия на водных объектах, периодически возникают очаги опасных болезней животных, аварии на объектах жизнеобеспечения и другие происшествия и чрезвычайные ситуации, при которых для оказания квалифицированной помощи в их ликвидации требуется привлечение спасателей и пожарных.

Другой наиболее реальной причиной возникновения чрезвычайных ситуаций в Нижегородской области является негативное воздействие вод: паводки, наводнения, подтопление и затопление земель, разрушение берегов водохранилищ и рек, опасное техническое состояние гидротехнических сооружений.

Для ликвидации пожаров, происшествий и чрезвычайных ситуаций на территории Нижегородской области за счет средств областного бюджета создана группировка сил и средств государственного казенного учреждения "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Нижегородской области". Группировка противопожарной службы включает в себя 7 отрядов в составе 60 пожарных частей с общей численностью 1 759 работников. Аварийно-спасательная служба состоит из 11 областных отрядов и 1 муниципального, общей численностью 360 человек.

Одной из важнейших задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является организация своевременного оповещения руководящего состава и населения. Региональная автоматизированная система централизованного оповещения населения Нижегородской области введена в эксплуатацию более десяти лет тому назад и как показала проверка в 2013 году признана "ограниченно готовой" к использованию по предназначению, то есть не способной решать поставленные перед ней задачи в полном объеме.

Расходы областного бюджета на безопасность жизнедеятельности населения в 2015 г. включают:

  • в сфере обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарной безопасности лесов, а также предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
  • софинансирование расходов бюджетов сельских и городских поселений, а также городских округов на осуществление мероприятий по обеспечению населенных пунктов водоисточниками для целей наружного пожаротушения; оборудованию площадок (пирсов) для забора воды пожарной техникой; обеспечению населенных пунктов переносными (прицепными) пожарными мотопомпами
  • авиационное патрулирование, аренду воздушного судна, обучение летчика-наблюдателя на курсах по первоначальной подготовке;
  • приобретение специализированной лесопожарной техники;
  • видеонаблюдение в целях обнаружения лесных пожаров на территории лесных участков районных (межрайонных) лесничеств Нижегородской области;
  • материально-техническое, денежное и вещевое обеспечение аварийно-спасательных отрядов и противопожарных частей;
  • установку систем экстренного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в двух районах области;
  • мероприятия по организации спасения людей на водоемах области.
  • в сфере обеспечения защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод

Повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных путем их приведения к безопасному техническому состоянию, в том числе:

  • капитальный ремонт гидротехнического сооружения (ГТС) на р. Яхта в Тонкинском районе;
  • капитальный ремонт ГТС на р. Вахтан в поселке Вахтан городского округа г. Шахунья;
  • капитальный ремонт ГТС (плотина) на р. Сундовик в п. Советский Большемурашкинского района.

Для увеличения финансирования расходов на безопасность жизнедеятельности населения никаких ограничений со стороны федерального законодательства нет. Сокращение расходов ограничивается объемом средств, получаемых на эти цели из федерального бюджета, поэтому на уровне субъекта РФ нельзя сократить финансирование данной статьи ниже объема средств, получаемых из федерального бюджета. Кроме того, сокращение таких расходов не должно приводить к нарушению конституционного принципа, не позволяющего отменять или умалять права и свободы граждан на безопасность жизнедеятельности.

 

Экологическая безопасность

  • Подготовка существующих свалок и полигонов ТБО и промышленных отходов к рекультивации и ликвидации
  • Выделение финансовой помощи муниципалитетам на создание ТБО
  • Сокращение сроков рекультивации и ликвидации свалок и полигонов твердых бытовых и промышленных отходов
  • Сокращение программ информирования населения о мероприятиях Нижегородской области в сфере обращения с отходами, повышения экологической культуры населения
  • Отказ от создания новых свалок и полигонов ТБО и промышленных отходов
  • Отказ от рекультивации и ликвидации существующих свалок и полигонов ТБО и промышленных отходов

Расходы областного бюджета на экологическую безопасность осуществляются в соответствии с федеральным и региональным законодательством, а также с государственной программой Нижегородской области  «Охрана окружающей среды Нижегородской области»  Экологическая обстановка в Нижегородской области оценивается как стабильная с тенденцией к улучшению, но, несмотря на некоторые позитивные результаты, многие проблемы в сфере экологии до конца не решены и требуют дополнительных действий областных органов власти.

Одной из наиболее серьезных региональных экологических проблем является загрязнение территории области отходами производства и потребления.

Существующая в Нижегородской области проблема обращения с отходами приводит не только к неблагоприятным экологическим и экономическим последствиям, но и способствует нарастанию социальной напряженности.

Источниками образования твердых бытовых отходов (ТБО) на территории Нижегородской области являются организации и промышленные предприятия, население области и объекты инфраструктуры. Ежегодно в области образуется более 1,2 млн тонн ТБО, из них на долю населения приходится максимальное количество ТБО - около 900 тыс. тонн. Примерное количество твердых бытовых отходов, образующихся на промышленных предприятиях и в организациях области, - 58 тыс. тонн.

В среднем треть образующихся ТБО несанкционированно размещается в окружающей среде.

Существующая система сбора ТБО позволяет удалять из мест образования только 67% образующихся отходов, что в свою очередь приводит не только к возможности несанкционированного размещения ТБО, но и к значительным экономическим потерям.

Объекты захоронения, находящиеся практически возле каждого крупного населенного пункта, в основном представляют собой свалки без каких-либо сооружений по защите окружающей среды. Из 246 объектов захоронения отходов лишь 8 (около 3%) созданы в соответствии с проектами, имеющими согласования, должным образом оформлены отводы земельных участков.

Размещение промышленных отходов осуществляется на ведомственных полигонах (ОАО "Заволжский моторный завод", ОАО "Волга", Борский стекольный завод, ОАО "Выксунский металлургический завод", ОАО "ГАЗ"), а также в шламонакопителях или на специально оборудованных площадках, принадлежащих предприятиям.

Сортировка твердых бытовых отходов на территории области не осуществляется, поэтому все утильные фракции, содержащиеся в ТБО, отправляются на объекты захоронения.

В области действует 41 предприятие, занимающееся переработкой вторсырья, в том числе: ЗАО "Гостхимпром", ООО "Экоин", ООО "Н-Петрос", ООО "Компания "Экосервис", ООО "ЭкоТехОйл", ООО "ГАЗвторресурс", ООО "ННТП "Колан", ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области", ООО "Регионметтранс", ООО "Экологические технологии" и др.

В 2015 г. из областного бюджета финансируются следующие мероприятия:

  • создание и поддержание информационного ресурса об отходах (сайта «Обращение с отходами потребления и производства» Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области);
  • формирование и ведение регионального кадастра отходов;
  • организация информирования населения о мероприятиях Нижегородской области в сфере обращения с отходами, повышение экологической культуры населения;
  • разработка производственно-логистических схем обращения с отходами на территории Нижегородской области;
  • рекультивация свалок твердых бытовых отходов;
  • ликвидация полигона твердых бытовых отходов "Игумново";
  • ликвидация полигона глубинного захоронения в недрах промышленных сточных вод и неорганизованной свалки промышленных отходов "Черная дыра" бывшего производства ОАО "Оргстекло";
  • ликвидация шламонакопителя "Белое море" на территории завода "Капролактам".
  • строительство сооружений инженерной защиты, направленных на предотвращение попадания в р. Волга отходов жизнедеятельности и производства в районе г. Балахна Нижегородской области (участок N 3 от ул. Набережная до пос. ЦКК); в микрорайоне "Мещерское озеро" между Борским мостом и Речным портом города Нижнего Новгорода; в районе г. Городца Нижегородской области.
  • восстановление и экологическая реабилитация озера Спасское у г. Городца Нижегородской области.

На ликвидацию полигонов «Игумново», «Черная дыра» и «Белое море» выделяется финансовая помощь из федерального бюджета.

Еще одним важным направлением охраны окружающей среды в Нижегородской области является охрана лесов от пожаров. Мероприятия в этой сфере осуществляются в соответствии с государственной программой «Развитие лесного хозяйства Нижегородской области до 2020 года».

Леса занимают около 4 млн га или 53% территории Нижегородской области. За последние 5 лет в лесах Нижегородской области возникло 3 тыс. лесных пожаров на площади 172,0 тыс. га; лесному хозяйству нанесен ущерб на сумму более 4,5 млрд рублей.

Охраной лесов от пожаров занимается Нижегородский лесопожарный центр и его 24 филиала (пожарно-химические станции – ПХС). На ПХС занято 434 работника, в т.ч. 212 постоянных. В функции Нижегородского лесопожарного центра входит:

1. Обнаружение лесных пожаров авиационными и наземными службами, их тушения силами лесопожарных команд ПХС.

2. Подготовка и содержание летчиков-наблюдателей для обеспечения авиационного обнаружения лесных пожаров, организация их деятельности в течение пожароопасного сезона.

3. Создание команд пожаротушения и проведение технической учебы по технологии тушения лесных пожаров.

4. Организация деятельности диспетчерского пункта, осуществляющего сбор и обобщение информации о лесных пожарах.

Функция защиты лесов от пожаров делегирована федеральным уровнем на уровень субъектов РФ, и средства на реализацию этих функций передаются в областной бюджет из федерального целевым образом.

Однако, средств, передаваемых из федерального бюджета, оказывается недостаточно для развития материально-технической базы предприятий лесного хозяйства, что приводит к износу пожарной техники, нехватке средств обнаружения и предупреждения лесных пожаров, недостаточному обеспечению пожарно-химических станций современными средствами тушения лесных пожаров.

Для увеличения финансирования расходов на экологическую безопасность никаких ограничений со стороны федерального законодательства нет. Сокращение расходов ограничивается объемом средств, получаемых на эти цели из федерального бюджета, поэтому на уровне субъекта РФ нельзя сократить финансирование данной статьи ниже объема средств, получаемых из федерального бюджета. Кроме того, сокращение таких расходов не должно приводить к нарушению конституционного принципа, не позволяющего отменять или умалять права и свободы граждан на экологическую безопасность.

Эпидемиологическая безопасность

  • Расширение кампании по информированию населения относительно вопросов вакцинации
  • Увеличение помощи муниципалитетам на предупреждение и ликвидацию болезней животных, их лечение, защиту населения от болезней, общих для человека и животных
  • Увеличение количества мероприятий по иммунизации населения, улучшение эпидемиологической обстановки в области
  • Снижение уровня информированности населения по вопросам вакцинации
  • Сокращение помощи муниципалитетам на предупреждение и ликвидацию болезней животных, их лечение, защиту населения от болезней, общих для человека и животных
  • Ухудшение эпидемиологической обстановки в области

 Расходы областного бюджета на эпидемиологическую безопасность осуществляются в соответствии с федеральным и региональным законодательством, а также с государственными программами Нижегородской области "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области" до 2020 года" и "Развитие здравоохранения Нижегородской области на 2013 - 2020 годы".

На территории Нижегородской области сохраняется сложная эпизоотическая обстановка по природно-очаговым заболеваниям. Ухудшилась эпизоотическая ситуация по бешенству, острому вирусному инфекционному заболеванию, вызывающему тяжелое поражение нервной системы и 100% смертельный исход. Случаи бешенства животных в 2013 году зарегистрированы в 15 районах Нижегородской области, что создает высокую опасность возникновения заболевания бешенством населения.

Остается высоким уровень обращаемости населения в лечебно-профилактические учреждения по поводу укусов животными, в первую очередь бездомными, что требует проведение лечебно-профилактических мероприятий, в том числе введение антирабического иммуноглобулина и антирабической вакцины.

45 территорий Нижегородской области являются эндемичными по клещевому энцефалиту. Опасность инфицирования населения вирусом клещевого энцефалита остается высокой в связи с продолжающимся ростом численности инфицированных клещей.

В 2015 г. из областного бюджета финансируются следующие мероприятия:

  • обеспечение иммунизации населения на эндемичных территориях за счет приобретения вакцины антирабической (против бешенства), вакцины против клещевого энцефалита, вакцины сибиреязвенной, туляремийной живой вакцины;
  • обеспечение защиты населения по эпидемическим показаниям за счет приобретения вакцины против гепатита А, иммуноглобулина антирабического, иммуноглобулина против клещевого энцефалита;
  • повышение информированности населения по вопросам вакцинации;

Кроме того, муниципалитетам передаются полномочия областных органов исполнительной власти по проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Указанные полномочия обеспечиваются финансированием из областного бюджета.

Для увеличения финансирования расходов на эпидемиологическую безопасность никаких ограничений со стороны федерального законодательства нет. Сокращение таких расходов не должно приводить к нарушению конституционного принципа, не позволяющего отменять или умалять права и свободы граждан на эпидемиологическую безопасность.