Культура, физическая культура и спорт
1 911,86 млн. руб.

Образование
26.8%
32 009,94 млн. руб.
Здравоохранение
18.7%
22 324,81 млн. руб.
Дорожное хозяйство
7.9%
9 463,86 млн. руб.
Государственное управление
7.4%
8 819,97 млн. руб.
Финансовая помощь муниципалитетам
5.9%
7 104,83 млн. руб.
Жилищная политика и коммунальное хозяйство
3.3%
3 992,99 млн. руб.
Безопасность
2.4%
2 854,07 млн. руб.
Поддержка региональных предприятий
2.3%
2 744,66 млн. руб.
Культура, физическая культура и спорт
1.6%
1 911,86 млн. руб.
11.1%
Музеи и библиотеки
11.1%
213,00 млн. руб.
28.2%
Театры и концертные учреждения
28.2%
538,37 млн. руб.
Охрана исторических памятников
1.1%
20,60 млн. руб.
59.6%
Физическая культура и спорт
59.6%
1 139,89 млн. руб.

Музеи и библиотеки

  • Улучшение качества обслуживания в действующих учреждениях культуры
  • Проведение дополнительных ремонтов в областных музеях и библиотеках
  • Проведение дополнительных выставочных мероприятий в областных музеях, увеличение объемов закупки литературы для общедоступных библиотек, подключение библиотек к сети Интернет
  • Сокращение ремонтов учреждений культуры, сокращение закупки новых книг в библиотеки
  • Ухудшение качества обслуживания в действующих музеях и библиотеках из-за нехватки персонала
  • Сокращение сети и продолжительности работы музеев и библиотек

Сеть общедоступных библиотек Нижегородской области насчитывает 1 093 библиотеки: 2 областных, 1 091 муниципальных, из которых 781сельская.

В состав библиотек областного уровня входят:

1.Нижегородскаягосударственнаяобластнаяуниверсальнаянаучная библиотекаим.В.И.Ленина

Число пользователей библиотеки – 39, 2 тысяч человек. Сегодня универсальная научная библиотека им. В.И. Ленина располагает самым большим в регионе собранием произведений печати- 3млн. 989 тыс. экз. Электронная библиотека насчитывает более 250 тыс. страниц. Библиотека – инициатор многих значимых культурных мероприятий,

2.Нижегородскаягосударственнаяобластнаядетскаябиблиотека

В фондах библиотеки хранится около 200 тыс. изданий. Для читателей ежегодно выписывается более 300 наименований детской периодики.  Библиотеку ежегодно посещают 28,5тыс. юных нижегородцев и руководителей детского чтения – родителей. педагогов, воспитателей.

Базовые услуги библиотек (пользование читальным залом, книговыдача) предоставляются гражданам бесплатно. За оказание дополнительных услуг библиотеки в соответствии с Федеральным законом «О библиотечном деле» могут устанавливать плату.

В библиотечной отрасли существует немало проблем, требующих качественных изменений в деятельности библиотек, определяемых внедрением новых информационных технологий, расширением спектра информационных потребностей читателей. К таким проблемам относятся следующие:

  • Недостаточная обновляемость библиотечных фондов
  • Проблема обеспечения сохранности библиотечных фондов
  • Недостаточные темпы информатизации библиотек
  • Недостаточный уровень материально-технической базы библиотек области
  • Дефицит библиотечных кадров

Музейная сеть Нижегородской области включает:

Областной бюджет предоставляет музеям средства на формирование, учет и хранение предметов музейного фонда, научные исследования, проведение просветительских и творческих мероприятий. Бюджетное финансирование музейных учреждений дополняется средствами, поступающими от входных билетов, цены которых, в соответствии с Федеральным законом «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», музеи вправе устанавливать самостоятельно. Однако по причине низкого спроса, невысокой платежеспособности населения, а также приоритетности обеспечения широкого доступа населения к культурным ценностям, цены на билеты также дотируются из областного бюджета. При организации платных мероприятий организации культуры устанавливают, как правило, льготы для детей дошкольного возраста, обучающихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, пенсионерам.

Основными проблемами сферы музейного обслуживания, а значит, угрозами для сохранения культурного "золотого" запаса страны являются:

  • отсутствие специализированных хранилищ,
  • физический износ зданий и музейного оборудования,
  • отсталость технологической базы хранения, консервации и реставрации музейных предметов,
  • нехватка фондового и экспозиционного оборудования,
  • нехватка площадей под фондохранилища,
  • отсутствие условий для использования в музейной практике высокотехнологичных средств маркировки,
  • ограниченность площадей для организации выставочной деятельности музеев.

Для увеличения расходов областного бюджета на музеи и библиотеки никаких ограничений со стороны федерального законодательства нет. В то же время сокращение таких расходов не должно приводить к нарушению конституционного принципа, не позволяющего отменять или умалять права и свободы граждан на пользование учреждениями культуры.

Театры и концертные учреждения

  • Увеличение количества новых постановок; установка современного сценического оборудования; проведение дополнительных ремонтных работ
  • Расширение масштабов гастрольной деятельности и участия в международных и российских фестивалях, организация творческих мероприятий на территории Нижегородской области,
  • Приглашение выдающихся мастеров культуры для выступления в Нижегородской области, открытие новых экспериментальных театрально-концертных площадок
  • Сокращение ремонтных работ в театрально-концертных учреждениях
  • Сокращение количества новых постановок, сокращение гастрольной и фестивальной деятельности, устаревание и угроза аварийности театрально-концертного оборудования
  • Сокращение продолжительности работы учреждений культуры, , увеличение стоимости театрально-концертных услуг, ограничение доступности театрально-концертной деятельности для населения

Сеть государственных театров и концертных организаций Нижегородской области включает в себя:

  • Нижегородский государственный академический театр оперы и балета им. А.С. Пушкина
  • Нижегородский государственный академический театр драмы им.М. Горького
  • Нижегородский государственный театр юного зрителя
  • Нижегородский государственный академический театр кукол
  • Нижегородская государственная академическая филармония им.М.Л. Ростроповича
  • Нижегородский государственный русский народный оркестр
  • Нижегородский государственный губернский оркестр

Все государственные театрально-концертные учреждения Нижегородской области имеют российскую и международную известность, 4 - обладают статусом «академический».

Нижегородский государственный академический театр драмы им.М.Горького, основанный в 1798 году, является одним из старейших драматических театров России и за большие заслуги в развитии театрального искусства награжден орденом «Трудового Красного Знамени». Одна из таких заслуг – наличие «нижегородской театральной школы», имеющей профессиональное и общественное признание и широкую российскую известность.

Нижегородский государственный театр юного зрителя, открытый в 1928 году как один из первых в России театров для детей, за свою творческую деятельность награжден орденом «Знак Почета».

Нижегородский государственный театр кукол - единственный в России областной театр кукол, имеющий звание «академический» за достижения в развитии театрального искусства.

Нижегородская государственная филармония за период своей деятельности реализовала много уникальных проектов в области музыкального искусства. Фестиваль искусств имени А.Д.Сахарова, являющийся «визитной карточной» не только филармонии, но и всей Нижегородской области, включен в Ассоциацию международных фестивалей при ЮНЕСКО.

Участие в фестивалях различного уровня, а также их проведение на территории Нижегородской области: фестиваль искусств им.А.Д.Сахарова «Русское искусство и мир», Пушкинский фестиваль оперного и балетного искусства «Болдинская осень», фестиваль драматических театров им.М.Горького, а также осуществление гастрольной деятельности - повышают качество культурного продукта, создаваемого театрально-концертными учреждениями Нижегородской области, поддерживают культурный и общественный рейтинг региона.

Большую работу нижегородские государственные театрально-концертные учреждения проводят по обслуживанию населения сельских районов области. Организация показов гастрольных выступлений для детского и взрослого зрителя, проведение абонементных концертов и спектаклей делают доступными культурные блага и создают единое культурное пространство для всех жителей Нижегородской области.

Важной социальной составляющей ежегодной деятельности театрально-концертных учреждений является благотворительность. Нижегородская филармония проводит сезон Летних благотворительных концертов; Нижегородский театр драмы ежемесячно включает в афишу показы спектаклей по социальным ценам; Нижегородский театр кукол совместно с Российским детским фондом 1 июня, в Международный День защиты детей, показывает спектакли для детей-сирот и детей-инвалидов, в День знаний - спектакли для нижегородских первоклассников; Нижегородский театр юного зрителя в течение года принимает на бесплатной основе детей из социально-незащищенных слоев населения.

Финансирование государственных театров и концертных организаций Нижегородской области осуществляется за счет бюджетного финансирования, спонсорских и самостоятельно заработанных средств от продажи билетов и оказания дополнительных услуг. В соответствии с федеральным законодательством цена билетов устанавливается учреждениями самостоятельно. Однако низкий спрос и невысокая платежеспособность населения не позволяет таким образом привлечь необходимые для развития учреждений средства.

Для увеличения расходов областного бюджета на театры и концертные учреждения никаких ограничений со стороны федерального законодательства нет. В то же время сокращение таких расходов не должно приводить к нарушению конституционного принципа, не позволяющего отменять или умалять права и свободы граждан на пользование учреждениями культуры.

Охрана исторических памятников

  • Реставрация корпуса макаронной фабрики, входящей в состав комплекса мукомольной мельницы торгового дома "Емельян Башкиров с сыновьями»
  • Приведение в удовлетворительное состояние еще 3-х объектов культурного наследия, находящихся в областной собственности
  • Приведение в удовлетворительное состояние еще 5-ти объектов культурного наследия, находящихся в областной собственности
  • Сокращение объема мероприятий по содержанию монумента "Вечный огонь"
  • Отказ от мероприятий по содержанию монумента "Вечный огонь"
  • Нарушение обязательств перед федеральными органами власти по финансированию переданных полномочий по охране и сохранению Нижегородского Кремля

Охрана и сохранение исторических памятников на территории Нижегородской области осуществляется в соответствии с мероприятиями, предусмотренными областной государственной программой "Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия в Нижегородской области".

На территории Нижегородской области находится 3 891 памятник культуры, из них 1 301 – федерального значения, 2 193 – регионального значения и 25 – местного значения. Большая часть объектов культурного наследия, расположенных на территории Нижегородской области, находится в федеральной, муниципальной объектов и частной собственности.

В государственной собственности Нижегородской области находится около 400 объектов культурного наследия, из которых 124 в неудовлетворительном состоянии и требуют проведения работ по их сохранению.

Одним из объектов культурного наследия регионального значения, находящегося в государственной собственности Нижегородской области и требующих реставрации, является корпус макаронной фабрики, входящий в состав комплекса мукомольной мельницы торгового дома "Емельян Башкиров с сыновьями".

Охрана и сохранение памятников федерального значения (таких, как Нижегородский Кремль) осуществляется при поддержке из федерального бюджета. Именно на эти мероприятия за счет средств, передаваемых в областной бюджет из федерального, приходятся самые большие объемы расходов областного бюджета (больше 95%).

За счет собственных средств Нижегородской области в 2015 г. финансируются только мероприятия по содержанию монумента "Вечный огонь".

Для привлечения дополнительных ресурсов на сохранение объектов культурного наследия, часть из них передается в частную собственность, и работы по их реставрации финансируются частными инвесторами.

Для увеличения расходов областного бюджета на реставрацию исторических памятников никаких ограничений со стороны федерального законодательства нет. Сокращение расходов не может происходить за счет средств, передаваемых в областной бюджет из федерального на цели охраны исторических памятников.

 

Физическая культура и спорт

  • Увеличение количества спортивных мероприятий, финансируемых за бюджетный счет
  • Повышение качества подготовки и эффективности участия спортивных сборных команд и спортсменов области во всероссийских и международных спортивных соревнованиях
  • Увеличение количества категорий граждан, имеющих право на безвозмездное пользование услугами спортивных сооружений
  • Сокращение количества спортивных мероприятий, финансируемых за бюджетный счет
  • Снижение качества подготовки и эффективности участия спортивных сборных команд и спортсменов области во всероссийских и международных спортивных соревнованиях
  • Сокращение количества категорий граждан, имеющих право на безвозмездное пользование услугами спортивных сооружений

Развитие физической культуры и спорта в Нижегородской области осуществляется в соответствии с областной государственной программой "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики 
Нижегородской области"
.

На территории области развивается более 80 видов спорта. В настоящее время 126 спортсменов области включены в состав спортивных сборных команд России по олимпийским, паралимпийским и сурдолимпийским видам спорта.

В соответствии с федеральным законодательством и Законом 
Нижегородской области "О физической культуре и спорте в 
Нижегородской области"
 из бюджета Нижегородской области 
финансируется:

  • организация и осуществление региональных программ и проектов и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта;
  • организация проведения областных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
  • материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, финансовое, научно-методическое, медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд Нижегородской области, в том числе обеспечение их подготовки к межрегиональным спортивным соревнованиям, всероссийским спортивным соревнованиям и международным спортивным соревнованиям и их участия в таких спортивных соревнованиях;
  • обеспечение развития физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

Право пользоваться спортивными сооружениями, находящимися в государственной собственности Нижегородской области и муниципальной собственности, на безвозмездной основе имеют 15 категорий граждан:

1) дети, занимающиеся в спортивных группах

2) малоимущие семьи

3) инвалиды и сопровождающие их лица;

4) дети-сироты

5) многодетные семьи

6) спортсмены

7) неработающие пенсионеры, занимающиеся в оздоровительных группах

8) участники Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий

9) дети до 8 лет и сопровождающие их лица

10) призеры Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр и их тренеры

11) школьники и студенты образовательных учреждений, заключивших договоры с учреждениями физической культуры и спорта

12) участники спортивных соревнований;

13) граждане, награжденные государственными и ведомственными наградами за заслуги в области физической культуры и спорта

14) дети, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, занимающиеся в группах по заявкам государственных органов и учреждений

15) чернобыльцы и лица, пострадавшие от ядерных испытаний, аварий и радиоактивных отходов

За счет средств областного бюджета осуществляется финансирование следующих физкультурных и спортивных учреждений :

  1. Нижегородская областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Дельфин»;

  2. Центр спортивной подготовки;

  3. Спортивная база «Фора»;

  4. Врачебно-физкультурный диспансер;

  5. Физкультурно-оздоровительный комплекс «Мещерский»;

  6. Дирекция по проведению спортивных и зрелищных мероприятий;

  7. Физкультурно-оздоровительный комплекс в г. Лукоянов Нижегородской области;

  8. Физкультурно-оздоровительный комплекс в г. Павлово Нижегородской области;

  9. Физкультурно-оздоровительный комплекс в р. п. Кр.Баки Нижегородской области;

Средняя заработная плата работников государственных учреждений физической культуры составиляет  20,4 тыс. рублей (включая 13% подоходного налога).

Для увеличения или сокращения расходов областного бюджета на развитие физической культуры и спорта никаких ограничений со стороны федерального законодательства нет.