Образование
32 009,94 млн. руб.

Образование
26.8%
32 009,94 млн. руб.
Здравоохранение
18.7%
22 324,81 млн. руб.
Дорожное хозяйство
7.9%
9 463,86 млн. руб.
Государственное управление
7.4%
8 819,97 млн. руб.
Финансовая помощь муниципалитетам
5.9%
7 104,83 млн. руб.
Жилищная политика и коммунальное хозяйство
3.3%
3 992,99 млн. руб.
Безопасность
2.4%
2 854,07 млн. руб.
Поддержка региональных предприятий
2.3%
2 744,66 млн. руб.
Культура, физическая культура и спорт
1.6%
1 911,86 млн. руб.
14.2%
Профессиональное образование
14.2%
4 555,70 млн. руб.
49.5%
Общее образование
49.5%
15 843,27 млн. руб.
34.2%
Дошкольное образование
34.2%
10 950,38 млн. руб.
Инвестиции
2%
655,03 млн. руб.
Молодежная политика
0%
5,56 млн. руб.

Профессиональное образование

  • Повышение качества профессионального образования в результате совершенствования материально-технической и учебно-производственной базы образовательных учреждений
  • Повышение стипендий учащимся, внедрение новых образовательных программ, выпускники которых востребованы на местном рынке труда
  • Проведение капитального ремонта и переоборудования как минимум одного учреждения среднего профессионального образования
  • Сокращение закупок нового производственного оборудования для учреждений профессионального образования, снижение качества подготовки молодых специалистов
  • Сокращение числа образовательных программ профессионального образования, увольнение части преподавателей, отказ от индексации стипендий
  • Ликвидация как минимум одного учреждения профессионального образования с низкой востребованностью образовательных программ

 На территории области осуществляют образовательную деятельность 72 организации среднего профессионального образования (колледжи, техникумы, профессиональные лицеи) Нижегородской области и одно областное высшее учебное заведение – Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, финансируемые за счет средств областного бюджета. Большая часть этих учебных заведений (58) находится в ведении Министерства образования, еще 14 – в ведении других министерств. В области работают средние специальные учебные заведения следующих специализаций:

 

  • Технические – 10
  • Аграрные – 17
  • Лесной – 1
  • Политехнические и индустриальные – 4
  • Педагогические – 3
  • Химический – 1
  • Автомоторные, механические и транспортные – 8
  • Нефтяной – 1
  • Металлургический – 1
  • Судомеханический – 1
  • Авиационный – 1
  • Радиотехнический – 1

 

  • Строительные – 2
  • Городского хозяйства, сервиса и предпринимательства – 2
  • Технологические - 2
  • Экономико-правовой – 1
  • Художественные и художественных промыслов – 3
  • Малого бизнеса – 1
  • Медицинские – 2
  • Музыкальные – 4
  • Культуры – 1
  • Театральный – 1
  • Физической культуры – 1
  • Губернские колледжи широкого профиля – 2

Всего за счет средств областного бюджета в образовательных организациях профессионального образования обучается 44 926 студентов. Кроме того, эти образовательные организации обучают на платной основе 3 948 студентов.

Успевающим студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет средств областного бюджета, назначаются и выплачиваются государственные академические стипендии (размер государственной академической стипендии в средних профессиональных образовательных организациях составляет 487 рублей, в вузе – 1 340 рублей) и (или) государственные социальные стипендии (размер государственной социальной стипендии в средних профессиональных образовательных организациях составляет 730 рублей, в вузе – 2 010 рублей) в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Нижегородской области.

Учебный процесс в образовательных организациях профессионального образования Нижегородской области обеспечивают 8 535 штатных работников, в том числе 2 461 преподавателей.

Средняя заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных организаций среднего профессионального образования в Нижегородской области составляет 27,2 тыс. руб. (включая 13% подоходного налога).

Для увеличения расходов на высшее и среднее профессиональное образование никаких ограничений со стороны федерального законодательства нет. В то же время сокращение расходов не должно приводить к ущемлению конституционных прав граждан на общедоступное бесплатное среднее профессиональное образование.

Общее образование

  • Повышение качества образования благодаря закупке и использованию современных учебных материалов и оборудования
  • Укомплектация штатов учителей в средних школах, повышение качества образования благодаря приходу в школы высококвалифицированных педагогов
  • Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс, широкое использование интернета и дистанционных методов образования в отдаленных малокомплектных школах, повышение качества образования в сельских школах
  • Сокращения количества и качества учебных материалов и оборудования, снижение уровня образования
  • Нехватка педагогов, укрупнение классов, закрытие малокомплектных школ
  • Отказ от внедрения новых образовательных технологий, отказ от проведения ремонта в ряде школ

 В 2014-2015 учебном году в Нижегородской области функционирует 963 общеобразовательных организаций в которых работают 20 237 учителя. В сельских поселениях расположено 486 организации (50,5% от общего количества), в которых обучается 45 652 детей (15,7 % от общего количества), в городах и городских поселениях - 477 организации (49,5 %), в которых обучается 245 721 детей (84,3 %).

Подавляющее большинство учреждений общего образования, или средних школ в Нижегородской области являются муниципальными. Это означает, что решения об учреждении таких учреждений, о назначении руководства, контроль за их деятельностью осуществляется органами местного самоуправления (городских округов и муниципальных районов).

Однако существенную долю в финансировании этих учреждений составляют средства областного бюджета, передаваемые муниципальным образованиям на эти цели. В данном случае - на заработную плату руководителей, педагогов, прочего персонала школ, на приобретение учебников и учебных пособий. В то же время расходы по содержанию зданий школ и по оплате коммунальных услуг возлагаются на муниципальные бюджеты.

Финансовые средства на общее образование распределяются между городскими округами и муниципальными районами пропорционально численности детей школьного возраста, проживающих в городах, и пропорционально количеству класс-комплектов (классов) в школах, расположенных в сельской местности, в соответствии с методикой, утвержденной законом Нижегородской области "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". Органы местного самоуправления распределяют эти средства между своими школами самостоятельно.

Помимо муниципальных школ в ведении министерства образования Нижегородской области находятся 11 учебных заведений, предоставляющих своим воспитанникам общее среднее образование:

  • коррекционные школы-интернаты для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья – 7;
  • кадетские школы-интернаты – 2;
  • оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении "Морёновская областная санаторно-лесная школа";
  • лицей-интернат «Центр одаренных детей».

Из областного бюджета в соответствии с федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" выделяются средства на софинансирование учебного процесса в 15 частных общеобразовательных школах, имеющих государственную аккредитацию. 

Средняя заработная плата педагогических работников сферы общего образования составляет 26,6 тыс. руб. (включая 13% подоходного налога).

Для увеличения расходов областного бюджета на общее образование никаких ограничений со стороны федерального законодательства нет. В то же время сокращение таких расходов не должно приводить к ущемлению конституционных прав граждан на бесплатное общее образование.

Дошкольное образование

  • Улучшение качества питания, игр и учебных пособий в детских садах
  • Проведение дополнительных ремонтных работ в детских садах, оснащение новым инвентарем
  • Укомплектация штатов дошкольных учреждений, сокращение численности детей в группах, введение новых образовательных программ
  • Ухудшение качества питания, игр и учебных пособий в детских садах
  • Сокращение объема ремонтных работ в дошкольных учреждениях, отказ от обновления инвентаря
  • Отток педагогов из сферы дошкольного образования, увеличение численности детей в группах, отказ от новых образовательных программ

 В области функционирует: 1391 организаций, реализующих программы дошкольного образования (1 338 детских сада, 14 начальных школ-детских садов, 39 общеобразовательные школы с группами дошкольного образования). На селе расположено 472 дошкольных образовательных организаций (35,3% от общего количества), которые посещает 21 064 детей (13,2% от общего количества), в городских округах и городских поселениях – 866 дошкольных образовательных организаций (64,7%), которые посещает 138 207 ребенка (86,8%).

Дошкольное образование в Нижегородской области предоставляется муниципальными дошкольными образовательными организациями (детскими садами, начальными школами-детскими садами, общеобразовательными школами с группами дошкольного образования), а также частными детскими садами.

Решения об учреждении, о назначении руководства, контроль за деятельностью муниципальных дошкольных образовательных организаций принимаются и осуществляются органами местного самоуправления (городских округов и муниципальных районов).

Однако обеспечение этих учреждений финансированием, начиная с 2014 г. происходит из средств областного бюджета, передаваемых муниципальным образованиям на заработную плату руководителей, педагогов, воспитателей и их помощников (нянечек), на приобретение учебных пособий, игр и игрушек. При этом расходы по содержанию зданий детских садов и по оплате коммунальных услуг должны быть профинансированы из средств муниципальных бюджетов.

Финансовые средства на дошкольное образование распределяются между городскими округами и муниципальными районами пропорционально численности детей дошкольного возраста, проживающих на территории этих муниципалитетов, в соответствии с нормативами, утвержденными законом Нижегородской области от "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". Органы местного самоуправления распределяют эти средства между своими детскими садами самостоятельно.

Органами местного самоуправления Нижегородской области предоставляется муниципальная услуга "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)". С 1 января 2014 года данная услуга реализуется путем создания Электронной очереди в детские сады.

Для граждан возможность подачи заявления на зачисление ребенка в дошкольные образовательные учреждения в электронной форме реализуется через региональный Интернет-портал государственных и муниципальных услуг. А также на Едином портале государственных услуг. Записать ребенка в электронную очередь возможно с момента рождения ребенка, при этом необходимо указать желательный год поступления в дошкольную образовательную организацию.

В рамках адресной инвестиционной программы Нижегородской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов  в 2015 году с участием средств регионального бюджета на территории области планируется строительство и капитальный ремонт 17 детских садов.

Средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций составляет 25,2 тыс. руб. (включая 13% подоходного налога).

Для увеличения расходов областного бюджета на дошкольное образование никаких ограничений со стороны федерального законодательства нет. В то же время сокращение таких расходов не должно приводить к ущемлению конституционных прав граждан на бесплатное дошкольное образование.

Инвестиции

  • Проведение реконструкции еще одной школы
  • Строительство еще одного детского сада, ликвидация очередей в дошкольные учреждения
  • Строительство еще одной школы, сокращение количества детей, обучающихся во вторую смену
  • Отказ от строительства пристроя к Бутурлинской средней школе в р.п.Бутурлино Нижегородской области
  • Отказ от подготовки к строительству учебного корпуса Нижегородского государственного инженерно-экономического института
  • Отказ от строительства Лицея N 1 в г. Семенове, организация второй смены в близлежащих школах

 Помимо текущего содержания учреждений образования, средства областного бюджета в 2015 направляются на строительство и реконструкцию государственных и муниципальных учреждений образования.

В соответствии с адресной инвестиционной программой Нижегородской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов   в 2015 г. запланировано завершение строительства двух детских садов: в пос.Октябрьский г.Бор по ул.Молодежная д.10 на 240 мест и в г. Заволжье Городецкого района по ул.Молодежная на 190 мест.

- пристроя к Бутурлинской средней школе в р.п.Бутурлино Нижегородской области;

- муниципального образовательного учреждения Лицей №1 в г.Семенове Нижегородской области

также в 2015 году в муниципальных районах и городских округах Нижегородской области запланировано строительство 15 детских садов:

- детское дошкольное образовательное учреждение на 50 мест в п.Новинки Богородского района;

- детский сад-ясли на 140 мест с плавательным бассейном по ул.Школьной, д.2-а в р.п.Бутурлино;

- детский сад на 130 мест в р.п.Варнавино Варнавинского района;

- два детских сада в г.Кстово и детский сад в с.Ближнее Борисово Кстовского района;

- Детский сад на 76 мест в с.Ломовка, ул.Школьная Кулебакского района;

- детское дошкольное образовательное учреждение на 240 мест с бассейном на ул. 50 лет ВЛКСМ дом 36 корпус 2 г.Лысково Нижегородской области;

- детский сад на 205 мест со встроенным бассейном в г.Павлово Нижегородской области;

- детский сад на 75 мест в п. ст.Тарасиха г.Семенов Нижегородской области;

- детский сад на 90 мест в р.п.Тоншаево, ул.Чкалова, дом 13, Тоншаевского района, Нижегородской области;

- четыре детских сада в г.Нижнем Новгороде.

Для увеличения или сокращения расходов областного бюджета на инвестиции в сфере образования никаких ограничений со стороны федерального законодательства нет.

 

Молодежная политика

  • Расширение социологических исследований молодежной среды
  • Увеличение количества молодежных конкурсов, смотров, фестивалей
  • Учреждение премий для творческой молодежи
  • Отказ от участия в межрегиональных, общероссийских и международных мероприятиях
  • Отказ от социологических исследований, мониторингов среди различных групп молодежи
  • Сокращение количества мероприятий, направленных на профилактику негативных проявлений в молодежной среде и формирование здорового образа жизни

 Реализация региональных и межмуниципальных программ и мероприятий по работе с детьми и молодежью относится к полномочиям субъектов РФ.

Расходы бюджета Нижегородской области на молодежную политику в 2015г. осуществляются в соответствии с государственной программой "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики Нижегородской области".

Показатель численности молодежи в составе трудоспособного населения в разрезе районов Нижегородской области варьируется в пределах от 23% в Балахнинском муниципальном районе до 89% в Ардатовском муниципальном районе при среднем значении по области 41%. Это объясняет невозможность использования универсальных моделей по работе с молодежью и необходимость индивидуального подхода к указанной проблематике с учетом этно-культурных, исторических, социально-экономических особенностей развития территорий, характером и уровнем развития различных сфер и отраслей хозяйственной деятельности. Молодежь сегодня является весьма многочисленной социальной группой, важнейшим стратегическим ресурсом и основной движущей силой развития общества. Однако в настоящее время к данной категории, в силу ряда факторов, применимо такое понятие как инертность и социальная апатия.

Молодежная политика Нижегородской области, прежде всего, направлена на активизацию влияния государства на институты стихийной социализации молодежи (средства массовой информации и так далее) с целью формирования позитивных ценностей, усиления традиционных институтов их формирования.

Из средств областного бюджета в 2015 г. планируется финансирование следующих мероприятий по работе с молодежью:

- проведение регионального форума молодых семей;

- развитие информационного ресурса для молодежи НМОЛОДЕЖЬ.РФ;

- развитие внутреннего туризма в рамках проекта "Нижегородская экспедиция";

- реализация проекта по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи;

- проведение фестиваля позитивных молодежных субкультур "WAFEst" в рамках федерального проекта "Артквадрат";

- проведение фестиваля здорового образа жизни молодежи "Турфест";

- проведение Общеобразовательного лагеря "Сердце Поволжья" (Песок - 2015);

- обеспечение участия делегации Нижегородской области во Всероссийском молодежном образовательном форуме "Селигер";

- обеспечение участия делегации Нижегородской области в молодежном окружном форуме;

- развитие проекта по развитию волонтерства в Нижегородской области.

- реализация молодежных проектов всероссийского, окружного, регионального и межрайонного уровней;

- организация комплекса мероприятий для работающей молодежи, направленных на формирование культуры здорового образа жизни, личностных и профессиональных компетенций.

 

Для увеличения или сокращения расходов областного бюджета на молодежную политику никаких ограничений со стороны федерального законодательства нет.