Поддержка региональных предприятий
2 744,66 млн. руб.

Образование
26.8%
32 009,94 млн. руб.
Здравоохранение
18.7%
22 324,81 млн. руб.
Дорожное хозяйство
7.9%
9 463,86 млн. руб.
Государственное управление
7.4%
8 819,97 млн. руб.
Финансовая помощь муниципалитетам
5.9%
7 104,83 млн. руб.
Жилищная политика и коммунальное хозяйство
3.3%
3 992,99 млн. руб.
Безопасность
2.4%
2 854,07 млн. руб.
Поддержка региональных предприятий
2.3%
2 744,66 млн. руб.
Культура, физическая культура и спорт
1.6%
1 911,86 млн. руб.
89.4%
Поддержка производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия
89.4%
2 454,53 млн. руб.
10.6%
Поддержка развития малого и среднего предпринимательства
10.6%
290,13 млн. руб.

Поддержка производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия

  • Улучшение условий труда работников, рост доходов работников сельского хозяйства области
  • Укрепление финансового положения сельхозтоваропроизводителей области, повышение уровня и качества жизни сельского населения
  • Строительство, реконструкция и модернизация ряда животноводческих объектов, развитие высокотехнологичного производства в области, рост производства сельхозпродукции
  • Рост финансовой нагрузки на сельхозпредприятия в период проведения сезонных работ, сокращение их конкурентоспособности, ухудшение условий труда работников
  • Снижение доходов работников сельского хозяйства области, снижение уровня и качества жизни сельского населения
  • Невозможность развития на территории области высокотехнологичного аграрного производства, сокращение объемов производства сельхозпродукции и продовольствия

Агропромышленный комплекс является одной из базовых отраслей в экономике Нижегородской области. Наибольший объем производства сельскохозяйственной продукции сосредоточен в сельскохозяйственных организациях – 51,5%. Удельный вес личных подсобных хозяйств граждан составил 42,6%. В области зарегистрировано 2 555 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 543,7 тысячи личных хозяйств граждан.

Основным направлением в сельскохозяйственном производстве области является животноводство. В структуре выручки от реализации сельскохозяйственной продукции оно занимает 76,2%, удельный вес растениеводства – 23,8%. По производству зерна во всех категориях хозяйств область занимает 7 место среди регионов Приволжского федерального округа, картофеля – 3, овощей – 2, рапса – 2, скота и птицы в живом весе – 10, молока – 6, яйца – 1 место.

Удельный вес сельского населения Нижегородской области составляет 20% от общей численности населения, причем эта доля неуклонно сокращается. Уровень и качество жизни в сельской местности остаются ниже, чем в городе. Это является одной из причин непривлекательности данных территорий для молодежи и экономически активного населения. Основными причинами являются низкий уровень заработной платы в агропромышленных организациях, неудовлетворительные жилищные условия и достаточно тяжелые условия труда в сельском хозяйстве. Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве области составляет 14,3 тыс. рублей. 

Указанные факторы сдерживают развитие агропромышленного производства в Нижегородской области и провоцируют социальную напряженность на селе.

Именно эти причины вызывают необходимость государственной поддержки агропромышленного комплекса Нижегородской области.

Государственная поддержка организаций агропромышленного комплекса в Нижегородской области осуществляется посредством предоставления финансовой помощи из областного и федерального бюджетов в рамках реализации федеральной государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, и областной государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области».

Поддержка сельского хозяйства осуществляется при финансовой помощи из федерального бюджета. Предоставление финансовой помощи из федерального бюджета происходит только при условии выделения на те же цели определенной суммы из собственных средств областного бюджета.

В целях более рационального расходования средств областного бюджета, часть полномочий органов государственной власти Нижегородской области по поддержке сельскохозяйственного производства переданы для реализации органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в соответствии с Законом Нижегородской области "О наделении органов местного самоуправления Нижегородской области отдельными государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства". На реализацию переданных полномочий в бюджеты муниципальных районов и городских округов передаются соответствующие средства из областного бюджета.

Основными видами финансовой поддержки из средств областного бюджета являются:

- субсидии на поддержку животноводства;

- возмещение части затрат на уплату процентов кредитам, полученным в российских коммерческих организациях;

- оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства;

- экономически значимые программы;

- поддержка элитного семеноводства;

-погашение реструктуризированной задолженности сельхозтоваропроизводителей перед бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами и др.

В рамках реализации программы развития агропромышленного комплекса в Нижегородской области идет обновление сельскохозяйственной техники и животноводческого оборудования путем замены на современные образцы с внедрением ресурсосберегающих технологий.

С помощью оказываемой поддержки в 2015 г. более 70 начинающих фермеров смогут осуществить проекты создания и развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе модернизировать животноводческие фермы на базе семейных хозяйств и создать на селе не менее 400 дополнительных рабочих мест.

Учитывая актуальность кадровой проблемы на селе, и в целях привлечения и закрепления на селе молодых специалистов законодательством Нижегородской области предусматривается ряд мер по финансовой поддержке граждан, проживающих и работающих в сельской местности, как то:

1. Установление ежемесячной доплаты к заработной плате молодым специалистам сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств;

2. Выплата единовременного пособия молодым специалистам, заключившим трудовой договор с сельскохозяйственной организацией (крестьянским (фермерским) хозяйством) на срок не менее 5 лет, после окончания ВУЗа и выпускникам техникумов;

3. Установление ежемесячной доплаты работникам (операторам машинного доения, трактористам-машинистам сельскохозяйственного производства (механизаторам), электрогазосварщикам, токарям) в размере 2000 рублей на срок до двух лет.

4. Установление студентам высших и средних специальных учебных заведений персональной аграрной стипендии на условиях целевой контрактной подготовки специалистов для агропромышленного комплекса.

5. Установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии руководителям сельскохозяйственных организаций.

В настоящее время указанные меры способствовали закреплению около 60% молодых специалистов и работников на селе, продолжающих работать в сельхозпроизводстве области.

Для увеличения или сокращения расходов областного бюджета на поддержку производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия никаких ограничений со стороны федерального законодательства нет. Однако следует иметь в виду, что финансовая помощь из федерального бюджета на поддержку сельского хозяйства предоставляется только при условии выделения на те же цели определенной суммы из собственных средств областного бюджета.

Поддержка развития малого и среднего предпринимательства

  • Укрепление финансового положения малых и средних предприятий
  • Умеренный рост числа малых и средних предприятий, сохранение рабочих мест в период стагнации экономического развития
  • Значительный рост числа малых и средних предприятий, снижение уровня безработицы в Нижегородской области
  • Ухудшение финансового положения малых и средних предприятий
  • Незначительное сокращение числа малых и средних предприятий, снижение их конкурентоспособности
  • Значительное сокращение числа малых и средних предприятий, рост уровня безработицы в Нижегородской области

В малом бизнесе Нижегородской области занято более одной трети всего экономически активного населения (около 37%). По состоянию на 1 января 2015 года в области насчитывалось порядка 40 тыс. малых предприятий, на которых было занято около 350 тыс. человек. Количество средних предприятий - более 440 единиц.

Малыми предприятиями производится продукции (товаров, работ, услуг) в действующих ценах по всем видам деятельности на сумму более 250 млрд рублей.

В целом малый и средний бизнес Нижегородской области являются достаточно успешными, однако имеется ряд сдерживающих факторов, оказывающих негативное влияние на развитие малого и среднего предпринимательства, как в Российской Федерации, так и Нижегородской области:

- высокая налоговая нагрузка;

- низкая доступность финансовых ресурсов;

- несовершенство нормативно-правового регулирования;

- деятельность контрольно-разрешительных органов;

- недостаток квалифицированных кадров;

- инфраструктурные проблемы, характерные для области (энергетика, транспорт и т.д.).

К настоящему времени в Нижегородской области создана и эффективно действует единая система развития частного сектора экономики, включающая Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг, Совет по развитию предпринимательства и организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, обеспечивающие комплексное обеспечение потребностей предпринимателей по всем направлениям, поддержку ведения и расширения собственного бизнеса, в том числе посредством информационной и аналитической поддержки, обучения, консультирования по правовым, финансовым, имущественным вопросам, а также оказания малым и средним предпринимателям широкого спектра деловых услуг.

Сложившаяся отраслевая структура малого и среднего предпринимательства, численность занятых на малых и средних предприятиях и объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) свидетельствуют о его преимущественном развитии в сфере торговли, ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования. В то же время, в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, на транспорте доля участия малого и среднего бизнеса незначительна.

В соответствии с целями реализации государственной политики Нижегородской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определенной Законом Нижегородской области "О развитии малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области" и государственной программой "Развитие предпринимательства и туризма Нижегородской области" в 2015 году предусматривается реализация мероприятий по следующим направлениям:

- имущественная поддержка;

- финансовая поддержка;

- информационная поддержка;

- консультационная поддержка;

- поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

- поддержка в продвижении производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг);

- пропаганда и популяризация предпринимательства;

- вовлечение в предпринимательскую деятельность молодежи и социально незащищенных групп;

- совершенствование деятельности организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

На поддержку развития малого и среднего предпринимательства из федерального бюджета в областной перечисляется финансовая помощь.

Для увеличения или сокращения расходов областного бюджета на поддержку малого и среднего предпринимательства никаких ограничений со стороны федерального законодательства нет. Однако следует иметь в виду, что финансовая помощь из федерального бюджета на поддержку малого и среднего предпринимательства предоставляется только при условии выделения на те же цели определенной суммы из собственных средств областного бюджета.